четверг, 4 февраля 2021 г.

Игры для развития памяти

1.«Нарисуй фигуру» Ребенку показывают 4-6 геометрических фигур, а потом просят его нарисовать на бумаге те, что он запомнил. Более сложный вариант - попросить юного художника воспроизвести фигуры, учитывая их размер и цвет.
2.«Пары слов» Предложите ребенку запомнить несколько пар слов (начать можно с 2 – 4). Например, вы называете такие пары слов, которые имеют смысловые связи: собака – кость, чашка - чайник, гвоздь - молоток и т. п. – и просите ребенка запомнить вторые слова из каждой пары. Затем называете первое слово пары, а ребенок должен вспомнить и назвать второе слово.
3.«Вспомни, не глядя» Внезапно, не предупредив ребенка, задайте ему вопросы по описанию любого объекта, который хорошо знаком ребенку (сколько картин на стене, какие занавески на окне, какой рисунок на обоях, кто выше - мама или папа и т.п.)
4.«След в след» Пусть мама или папа, переходя из одного места комнаты в другое, принимают в этих местах разные позы (таких мест и поз должно быть 4-5). Затем ребенок должен обойти те же места и повторить те же позы сначала в том порядке, в котором они были показаны, а потом в обратном.
5.«Скопируй позы» Двое ребят или взрослый с ребенком становятся лицом друг к другу. Один принимает на 5 секунд какую-либо позу, затем возвращается в исходное положение, после этого другой должен точно ее повторить, далее они меняются ролями.
6.«Магазин» Положите на стол несколько предметных картинок или игрушек и попросите ребенка (продавца) запомнить все предметы, которые вы хотите купить. Начинают с одного-двух предметов, постепенно увеличивая их количество до четырех-пяти. В этой игре полезно менять роли: и вы, и ребенок по очереди можете быть и  продавцом и покупателем. Да и сами магазины могут быть разными: "Булочная", "Молоко", "Игрушки" и любые другие.
7.«Пуговица» Перед ребенком и взрослым лежат два одинаковых набора пуговиц, в каждом из которых ни одна пуговица не повторяется. У каждого игрока есть игровое поле - квадрат, разделенный на клетки. Взрослый выставляет на своем поле 3 пуговицы, ребенок должен посмотреть и запомнить, где какая пуговица лежит. После этого поле закрывается, а ребенок должен на своем поле повторить то же расположение пуговиц.
8.«Фотограф» Детям на 10 секунд показывается предметная картинка, которую после этого они должны как можно подробнее описать. Чем сложнее картинка, тем больше времени дается на ее рассматривание.
9.«Бабушка укладывает в свой чемодан» Взрослый начинает рассказ: "Бабушка укладывает в свой чемодан... расческу", следующий игрок должен повторить уже сказанное, добавив следующий предмет: "Бабушка укладывает в свой чемодан расческу и... тапочки" и т. д. Игра продолжается до тех пор, пока кто-нибудь не ошибется.
10.«Что там на спине?» Ребенок ложится на живот, а взрослый рисует у него на спинке пальчиком цифру, которую ребенок должен угадать.
11.«Дверная скважина» Для игры необходимо подготовить небольшую яркую предметную картинку и лист бумаги, примерно вчетверо превосходящий по площади размер картинки. В середине этого листа вырезается отверстие в форме дверной скважины. Ведущий прикрывает картинку этим листом и кладет ее перед играющими. Рассматривать картинку можно только через отверстие в течение 1 минуты, постепенно передвигая верхний лист, но, не поднимая его. Затем взрослый просит рассказать, что изображено на картинке.
12.«Узнай по запаху?» Приготовьте предметы со специфическим запахом - мыло, обувной крем, чеснок, лимон и др.  С детьми до 4 лет стоит заранее рассмотреть все предметы, обговорите, что съедобное, вместе понюхайте. Затем завяжите ребёнку глаза и предложите по запаху определить каждый предмет. 
13.«Вспомни и покажи» Детям предлагается воспроизвести движение знакомых объектов (например, махающую крыльями птицу, косолапого медведя, ползущую гусеницу, нахохленного петуха и т.д.).
14.«Запомни цифры» Игроки садятся вокруг стола. Кто-то записывает для себя 3-5 однозначных чисел, затем один раз четко их произносит. После этого каждый пишет их на своей бумажке в том же порядке. Продиктовавший числа проверяет их у всех. Затем его сосед, написав 3-5 других однозначных чисел, показывает их играющим в течение 10 секунд. После этого все записывают эти цифры в том же порядке. Цифры проверяются.
15.«Мнемотехника» В игре используются лист бумаги, карандаш или ручка. Взрослый предлагает ребенку запомнить слова с помощью рисунков. На каждое слово, предложенное для запоминания, ребенок должен нарисовать схематичный рисунок, картинку, такую, чтобы, посмотрев на нее, он вспомнил предложенное слово. Взрослый говорит ребенку 5–7 простых слов или словосочетаний, например: «интересная игра», «наказание», «веселье» и т. д.
16.«Я знаю...» Предложите малышу поиграть в эту старинную игру Начните: «Я знаю три имени мальчиков...». Произнося  каждое имя, делайте хлопок мячом о пол или о стену. Теперь очередь крохи назвать те имена, которые знает он. «Знать» можно названия животных, цветов, деревьев, овощи, фрукты и т.п.

3 комментария:

  1. Спасибо за такие полезные игры.

    ОтветитьУдалить
  2. Ой, а мнемотехнику мы ещё не пробовали!

    ОтветитьУдалить
  3. Здравствуйте. Обязательно попробуйте. С помощью мнемотехники дети быстро и легко усваивают материал.

    ОтветитьУдалить